[Греч. μονὴ τοῦ Χριστοῦ Παντεπόπτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεπόπτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах (Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны.
П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла (Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620).
В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец (Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог (Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых.
После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.
После 1261 г. П. Х. м. вернулся к греческим монахам. В 1268 г. они были ярыми противниками патриарха Иосифа (Georg. Pachym. Hist. 314-315). Монахом этой обители был патриарх Афанасий I (1289-1293, 1303-1309), как следует из его Жития. В 1293-1294 гг. имп. Андроник II Палеолог своим хрисовулом присоединил к П. Х. м. старые мон-ри - Каллистратов и Волакский (Kidonopoulos. 1994. S. 29); для 1-го это обернулось переносом в П. Х. м. большой части его убранства и даже мраморной декорации (Maximi monachi Planudis Epistulae / Ed. P. A. M. Leone. Amst., 1991. S. 115). Феодора Палеологина передала монастырю Константина Липса 6 новых мельниц около П. Х. м. (Talbot. 2000).
В поздневизант. период в П. Х. м. была богатая б-ка: там находилось Толкование свт. Иоанна Златоуста на псалмы (Costantino Acropolita. Epistole / A cura R. Romano. Napoli, 1991. Nr. 173); по упоминанию в 1348 г., хранился Номоканон (Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. W., 1995. Bd. 2: Edition und Übersetzung aus dan Jahren 1337-1350. Nr. 138); Виссарион Никейский видел 2 рукописи творений свт. Василия Великого - «очень древнюю» и XIII в. (PG. 161. Col. 325-328); кодекс XIV в. Vat. gr. 604 частично (Толкование на Евангелие от Матфея и гомилия свт. Иоанна Златоуста) скопирован с рукописи из П. Х. м.
На рисунке К-поля К. Буондельмонти (1420-1422) храм под названием «pandopafti» изображен между Текфур-сараем и дворцом Луки Нотары. В списке 7 чудес К-поля (кон. XV в.) упоминается цистерна Пантепопта (см.: Mango. 1999), возможно идентичная цистерне Аспара (Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008. S. 16).
С сер. XIX в. П. Х. м. единодушно отождествлялся с комплексом Эски-Имарет-джами на сев.-вост. склоне 4-го холма, неподалеку от мон-ря Пантократора (Κωνσταντινιὰς παλαιὰ κα νεωτέρα ἤτοι περιγραφὴ Κωνσταντινουπόλεως. Κωνσταντινουπόλεως, 1844. Σ. 106-107; Müller-Wiener. 1977. S. 120-122). Эту идентификацию поставил под сомнение К. Манго, к-рый предложил искать П. Х. м. на месте совр. Явуз-Султан-Селим-джами, около цистерны Аспара, т. к. только оттуда имп. Алексею V Дуке Мурзуфлу был бы виден весь Золотой Рог (Mango. 1999). Н. Асутай-Эффенбергер и А. Эффенбергер высказали предположение о том, что Эски-Имарет-джами был связан с дворцом Вона храмом св. Константина (св. Феофано; Всех святых) 896 г., где один придел был посвящен св. Елене, а в другом - стоял крест св. Константина под серебряным киворием (Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008). С. Коцабасси предложила видеть в Эски-Имарет-джами кафоликон Акаталиптского мон-ря (Kotzabassi S. Zur Lokalisierung des Akataleptos-Klosters in Konstantinopel // REB. 2005. T. 63. Р. 234-235). Ошибочное отождествление П. Х. м. с комплексом Эски-Имарет-джами продолжает бытовать и в наст. время (напр.: Marinis. 2014. P. 138-142).
Архитектура Эски-Имарет-джами не имеет ничего общего с раннекомниновским зодчеством вопреки старым представлениям, основанным на отождествлении этого сооружения с кафоликоном П. Х. м. (Ousterhout. 1992), а является характерным примером столичной архитектуры рубежа IX и Х вв. Ближайшая аналогия - кафоликон мон-ря Константина Липса (907/8). Оба строения являются храмами типа вписанного креста на 4 колонках сложного извода, с апсидиолями в торцах нартекса и с тетраконхиальными пастофориями с собственной «вимой»; различия между храмами касаются устройства 2-го яруса: в Эски-Имарет-джами есть только П-образные хоры, но нет надстроек над вост. угловыми ячейками. В Эски-Имарет-джами сохранились также тыквообразный купол и некоторые мраморные детали. Как предположила Л. Тайс (Theis. 2005. S. 74-82), у Эски-Имарет-джами первоначально были галереи с деревянным перекрытием, следы к-рого в кон. XIII в. заделали с помощью керамопластической декорации; тогда же, вероятно, был пристроен экзонартекс (однако не именно в 1293-1294, как считает В. Кидонопулос, см.: Kidonopoulos. 1994. S. 29-30).